Подготовительные работы, разработка карьеров и транспортирование грунта

Подготовка основания плотины. Растительный грунт срезают скреперами и
бульдозерами (применение последних эффективно при расстоянии
перемещения грунта до 30—40 м) с укладкой его во временные отвалы.
 Растительный грунт скреперами с основания плотины срезается по восьмерке ) или по спиральной (комбинация движения по элипсу с перемещением большой оси последнего в направлении разработки) схеме (рис. VII. 6″), с поверхности водосбросного канала и резервов (карьеров) по поперечно-челночной (рис. VII.2, а, 3 и рис. VII. 6″), по схеме двусторонней восьмерки (рис.11.2, а, 4), или по спиральной (рис. VII. 6). Толщина слоя срезки (вскрыша) определяется мощностью дернины.
Перед возведением насыпи основание ее увлажняется или подсушивается до оптимальной влажности, затем уплотняется, а перед укладкой первого слоя грунта взрыхляется боронованием (при уплотнении основания или слоев насыпи кулачковыми или пневмо-колесными катками поверхность» их перед отсыпкой последующего слоя может не рыхлиться).
При выходах ключей в основании насыпей выполняют их заглушку либо дренирование с отводом воды в нижний бьеф. Перед насыпкой плотины составляют акт скрытых работ по подготовке основания.
Устройство зуба и понура. Траншеи под зуб в плотине отрывают скреперами по схеме двойной петли, или восьмерки, (рис. УТ1.2, а, 2) или бульдозерами, а в русловой части плотины при высоком УГВ — экскаваторами драглайн или обратная лопата. Эти же машины применяют для устройства котлованов под понуры, водоспуски, шахтные водосбросы, если они предусмотрены проектом. При появлении грунтовой воды в траншеях и котлованах производят водоотлив или водолонижение (см. § ХУ1.4). Траншеи зуба заполняют глиной или суглинком из резерва (рис. VII. 3, б и в) с послойным разравниванием и уплотнением (при достаточной ширине траншеи этот процесс выполняется катком). Грунт для заполнения траншеи подвозят скреперами или автосамосвалами и сбрасывают на дно либо у бровки траншеи с последующим отталкиванием бульдозером на дно.
Укладку в понур водонепроницаемого грунта производят независимо от укладки тела плотины горизонтальными слоями с тщательным уплотнением грунта (до отсыпки плотины или одновременно с отсыпкой ее нижних слоев). Средняя площадь карьера (на половине его глубины Н) Рк— = Ук1Н. При этом Н=НК—Нс (Нк — общая глубина карьера, Нс — глубина срезки слоя растительного грунта). Резервы (карьеры) закладывают у оси плотины на склонах поймы (балки), а также в верхнем и нижнем бьефах вблизи плотины с учетом того, чтобы отметка подошвы резерва не была ниже отметки гребня плотины. Если карьер расположен в верхнем бьефе, нельзя выбирать его до слоев с большим коэффициентом фильтрации. Форму карьеров (резервов) в плане принимают по возможности прямоугольной или трапецоидальной.
В состав подготовительных работ на площади карьеров могут, кроме срезки растительного грунта, входить также удаление кустарника, пней, разборка временных сооружений, устройство временного землевозного пути к плотине с предельными уклонами не более указанных в табл. VII. 1, устройство выездов из карьера и нагорных канавок для защиты карьера от затопления поверхностными водами — для этого могут использоваться-временные отвалы растительного грунта с нагорной стороны карьера.
К вспомогательным работам также относится рекультивация площадей карьеров, т. е. приведение их площади в состояние, обеспечивающее дальнейшее их использование, включающая в себя планировку дна карьера, перемещение растительного слоя из временных отвалов и разравнивание его на дне бульдозерами или скреперами слоем не менее 0,1 м. Рекультивация должна производиться в ходе строительных работ, когда почва находится в незамерзшем состоянии, а при невозможности этого не позднее, чем в течение года после окончания строительства.
При необходимости расположения карьеров в пределах будущего водохранилища должны учитываться сроки его наполнения, чем обусловливается сокращение срока разработки карьеров. При разработке грунта в карьерах скреперами плотные грунты следует рыхлить и применять при наборе грунта тракторы-толкачи, а также не допускать передвижения скреперов и набора грунта при уклонах, круче указанных в паспорте машины (см. табл. УП.1).
Экскаваторы прямая лопата работают преимущественно на транспорт (автосамосвалы, реже — тракторные прицепы). Грунт разрабатывается выше уровня стояния. а) экскаватор разрабатывает за один проход грунт впереди и по бокам, ось проходки здесь совмещена с осью выемки, а транспортные средства подходят сзади экскаватора на одном с ним уровне. При боковом забое (рис. VII. 4, б и в), применяемом для разработки за два или несколько проходов широких выемок, экскаватор разрабатывает грунт в основном сбоку от оси, транспортные средства подходят под погрузку также сбоку экскаватора — на одном уровне с ним либо несколько выше (на уступе или на поверхности земли) — по путям, расположенным параллельно оси движения экскаватора. При лобовой проходке угол поворота стрелы экскаватора от набора к выгрузке грунта больше, чем при боковой, а следовательно, и производительность его меньше.
Перед разработкой широких и глубоких выемок экскаватором предварительно разбивают на забои с расчетом обеспечить минимальную стоимость работ. Разработку широкой выемки начинают с траншеи, называемой пионерной.
Выезды устраивают с уклоном />0,1. При глубине выемок 2— 5 м расстояние между выездами назначают 50 и 100 м.

Автор

Рекомендуем

Недвижимость Кривого Рога 0 комментариев

Техническое нормирование

Техническое нормирование — это метод установления технически обоснованных производственных норм, соответствующих современному уровню производства и отражающих передовой производственный опыт.

Строительство 0 комментариев

Определение объемов земляных работ

Объемы земляных работ вычисляют предварительно для определения сметной стоимости сооружений, составления календарных планов и технологических карт, объемы выполненных работ — для учета работы машин и рабочих.

Недвижимость Кривого Рога 0 комментариев

Планировка откосов и горизонтальных поверхностей

Плотины насыпают с запасом по ширине на 0,15—0,30 м, так как трактор и уплотняющая машина не могут двигаться у самой бровки насыпи.

0 комментариев

Нет комментариев

Вы будете первым кто оставит комментарий!